XIII Фестиваль «Использование информационных технологий в образовательной деятельности»

Формирование технологических компетенций и инженерного мышления при реализации инновационных общеобразовательных программ учебно-производственного объединения IoT (Интернет вещей)

 

Раздел 1. Концептуальный блок модели

1.1. Актуальные задачи развития технического творчества детей и молодежи

Развитие технического творчества детей как приоритет государственной образовательной политики

Сфера дополнительного образования детей является инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а ее развитие рассматривается в качестве одного из приоритетов инновационного развития страны.

На уровне государственной образовательной политики перед системой дополнительного образования детей поставлены следующие задачи:

  1. Обновление содержания и технологий развития дополнительного образования.
  2. Формирование моделей опережающего развития, новых организационных моделей развития технического творчества детей и молодежи, в том числе на основе общественно-государственного и государственно-частного партнерства.
  3. Формирование сетевых моделей развития дополнительного образования детей.
  4. Развитие современной инфраструктуры дополнительного образования.
  5. Создание предпосылок импортозамещения и развития инженерного образования на основе системы предпрофессиональной подготовки детей.
  6. Выявление и поддержка одаренных учащихся.

Образовательная политика в сфере дополнительного образования детей закреплена в ряде программных документов.

В Концепции развития дополнительного образования детей[1] ставятся задачи опережающего инновационного развития системы дополнительного образования детей, что, в частности, предполагает разработку и реализацию разноуровневых предпрофессиональных программ, нормативное закрепление учебных практик обучающихся на реальных производствах (промышленных и сельскохозяйственных), поддержку создания и деятельности профессиональных объединений (ассоциаций) педагогов сферы дополнительного образования детей.

В Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг.[2] поставлены задачи развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской и проектной деятельности, инженерии, робототехнике; формирование ключевых компетенций, профессионально-значимых качеств личности и мотивации к практическому применению предметных знаний; создание необходимых условий для поддержки одаренных учащихся в области научно-технического творчества. В предполагаемых результатах обозначено создание моделей сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, промышленных предприятий и бизнес-структур, в том числе в сфере научно-технического творчества, робототехники.

Развитие дополнительного образования в Санкт-Петербурге[3] предполагает развитие инфраструктуры системы дополнительного образования детей и молодежи, повышение качества дополнительного образования, реализацию комплекса мероприятий, способствующих развитию, самоопределению и социализации детей и молодежи.

Задачи развития Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Центр детско-юношеского технического творчества и информационных технологий Пушкинского района Санкт-Петербурга

Анализируя задачи на уровне государственной образовательной политики в сфере «Образование», мы создали концепцию развития Центра детско-юношеского технического творчества и информационных технологий, которая включает:

  1. Моделирование реальных процессов проектирования и производства интеллектуальных устройств для решения актуальных научно-технических задач на основе интеграции детских учебных объединений в постоянно действующее “детское КБ” или учебно-конструкторское объединение разновозрастных сообществ, с привлечением индустриальных партнеров в рамках  государственно-частного партнерства.
  2. Проведение обучающих сборов, выстраивание системы соревнований, в том числе в рамках национального движения JuniorSkills, иных соревнований с целью формирования, развития и оценки сформированности компетенций, выявления и развития научно-технической одаренности детей.
  3. Формирование профессиональных самообучающихся сообществ взрослых, разрабатывающих учебные задания для проведения соревнований и оценки процессов формирования необходимых компетенций, организация методической поддержки педагогов и проведения обучения по новым направлениям технического творчества детей[4].
  4. Создание модели предпрофессиональной подготовки, предполагающей интеграцию разных программ технической направленности, позволяющей обучающимся из разных объединений не только выполнять учебные проекты, но и совместно создавать инновационные продукты, которые могут быть востребованы бизнес-сообществом, запатентованы как авторские разработки.

Решение этих задач направлено на социализацию детей и подростков, вовлечение в социальную практику, формирование системы предпрофессиональной подготовки, развитие одаренных детей, что согласуется с государственными задачами развития образования в Российской Федерации и Санкт-Петербурге.

Предлагаемая программа направлена на решение актуальных задач развития регионального образования по следующим направлениям государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014  № 295:

Направление Программы

Обоснование актуальности и перспектив использования программы

Развитие потенциала учреждения дополнительного образования детей в формировании мотивации к познанию и творчеству, в том числе разработка и внедрение современных программ дополнительного образования, создание среды и ресурсов открытого образования для позитивной социализации и самореализации детей и молодежи, формирование технологических компетенций и инженерного мышления обучающихся..

Актуальность программы связана с тем, что мы предлагаем принципиально новый подход к организации дополнительного образования детей с использованием ИКТ-технологий, которые позволят качественно изменить как содержание, так и технологии образования.

Разработка и внедрение современных программ видится нами в усилении практической, проектной составляющей и интеграции программ разных технических направленностей с целью формирования поликомпетенций, овладение новыми направлениями научно-технического творчества, формирования системного инженерного мышления, создающего предпосылки импортозамещения и формирования готовности к овладению профессиями будущего. Тем самым наша программа связана с опережающим развитием системы дополнительного образования детей.

При реализации нашей программы необходимы не только партнерские, но и сетевые решения, связанные с необходимостью формирования самообучающихся сообществ детей и взрослых.

Предлагаемая программа может стать основой при разработке региональной концепции развития технического творчества детей и молодежи.

«Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи»: создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению, в том числе развитие и совершенствование нормативно-правовой, научной и методической базы, системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний, формирование условий для профессиональной самореализации молодежи.

Организация предпрофессиональной подготовки направлена на формирование системного инженерного мышления. Одним из важнейших условий становится связь предпрофессиональной подготовки с национальным всероссийским движением JuniorSkills, предполагающим организацию соревнований школьников в профессиональном мастерстве.

 

 

Предпрофессиональная подготовка школьников в контексте развития инженерного образования в России

Современное состояние науки и техники характеризуется появлением “прорывных”, быстроразвивающихся направлений или областей деятельности, таких как электроника, биоинженерия, робототехника, нанотехнологии, автоматизированные средства производства, беспилотные транспортные средства, нейроинтерфейсы, обработка “больших данных” (“Big Data”), “Интернет вещей” и другие.  

Каждое из этих направлений не сводится к одной профессии, компетенции или узкой области знаний, а является результатом синергического (взаимоусиливающего) взаимодействия многих компетенций, во всех случаях включающих ИКТ-компетенции. Подготовка молодых специалистов в прорывных областях является непременным условием восстановления конкурентоспособности и выживания страны в научно-технической сфере.

В то же время, подготовка таких специалистов, а тем более прединженерная подготовка детей и подростков школьного возраста в этих инновационных областях, существенно затруднена из-за ряда факторов:

  • сравнительной новизны и сложности технологий или компетенций, входящих в инновационную область;
  • необходимости использования дорогостоящего или малодоступного оборудования и материалов.
  • отсутствия или нехватки подготовленных преподавательских кадров.

Поэтому решение этих задач возможно только при организации государственно-частного партнерства с научно-производственными и производственными организациями, профессиональным образованием, центрами стратегических инициатив, перспективными задачами формирования системы межрегионального и международного партнерства.

Актуальность создания системы решения этих задач определяется необходимостью формирования у обучающихся в системе дополнительного образования не отдельных компетенций в области технического творчества, а системного инженерного мышления в рамках предпрофессиональной подготовки и практики.

            Это предполагает новый формат обучения, которое позволял бы обучающемуся не просто ориентироваться на конкретную профессию и специальность, а, освоив широкий набор компетенций, каждый раз «собирать» эти навыки для решения задач в конкретной прикладной области. Для нас такой формат связан прежде всего с проектным методом обучения, реализующем на практике компетентностный подход. Кроме того, мы исходим из того, что дети должны включаться не просто в имитационные игры, а, после некоторого периода первоначального обучения, в реальные процессы разработки и производства. Именно такой подход трансформирует само понятие предпрофессиональной подготовки.

 

1.2. Реализация предпрофессиональных программ в системе дополнительного образования детей

Понятие «дополнительные предпрофессиональные программы»[5], по мнению доктора педагогических наук, профессора Б.В.Куприянова[6], может трактоваться следующим образом:

1. Программы, приобщающие учащегося к нормированной сфере трудовой деятельности (профессиональными могут называться те виды труда, которые признаны таковыми в законодательном порядке).

В объединениях Центра дети получают представление о существующих профессиях (например, системный администратор, технический переводчик, программист и др.).

2. Программы, занимающие определенное место в процессе овладения обучающимися нормами осуществления трудовой деятельности, определенной рамками профессии.

Примером реализации такой дополнительной образовательной программы в ГБУ ДО ЦДЮТТИТ Пушкинского района Санкт-Петербурга может служить деятельность Пушкинской студии журналистики. Обучающиеся в рамках выполнения взаимосвязанного комплекса дополнительных образовательных программ получают опыт профессиональной деятельности в рамках социальных и предпрофессиональных проб разного уровня. В их числе работа по выпуску журналистских продуктов Студии журналистики: газеты «ШАГ»,  «Вприпрыжку», журнал «Селфи», прямого интернет-эфира радио «ШАР»; деятельность в онлайн-пресс-центрах, освещающих различные значимые события, в том числе  соревнования, выставки, презентации; успешное участие в конкурсах и соревнованиях разного уровня, в том числе – в соревнованиях по программе ранней профориентации школьников JuniorSkills по компетенции «Мультимедийная журналистика». Площадкой для отработки предпрофессиональных навыков является работа по заказу профессиональных СМИ на изготовление статей, фото- и видеорепортажей; практика в сетевых проектах, когда обучающиеся выступают в роли волонтеров, администраторов и кураторов проекта.

3. Программы, содействующие включению школьников в социально-профессиональные корпорации - значительные группы людей, занимающихся соответствующими видами труда, ведущих схожий образ жизни.

Опыт такой деятельности связан с участием в совместных с партнерами проектах. Партнерами Центра являются: общество с ограниченной ответственностью «Аутодеск» (Си-Ай-Эс), ГБОУ ДОД «Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга», ООО «Издательство ЦентрКом»,  StuudioMeksvideoreg.nr. 80141370 (Центр культуры Lindakivi, Эстония), ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет», МБОУ «Симферопольский экономический лицей» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, OOO «Ирисофт», Компания «Макрогрупп» и другие.

4. Программы, в ходе осуществления которых личность учащегося приобретает не только компетенции, связанные с решением отдельного рода трудовых задач, но и интериоризирует совокупность ценностей и поведенческих норм, постепенно оформляя индивидуальный стиль существования в рамках профессии. 

Примером продуктивного сотрудничества, реализуемого в условиях государственно-частного партнерства, является проект «Умная теплица» в рамках современного направления IoT (Internet of Things – «Интернет вещей»).

 

Раздел 2. Организационно-технологический

2.1. “Интернет вещей” как одно из прорывных современных направлений развития технического творчества детей

Выбор такой области, как “Интернет вещей” (англ. “Internet of Things”, IoT) обусловлен задачами повышения эффективности отечественной экономики (в том числе, решение задач импортозамещения) за счет автоматизации процессов в различных сферах деятельности («умный дом», «умный автомобиль», «умные парковки», «умные теплицы» и т.д.) и объединения виртуальных сетей с материальными объектами.

Интернет вещей – это особая концепция пространства, интеграции реального и виртуального миров, в котором на основе различных приборов и датчиков, объединенных между собой проводными и беспроводными каналами связи и подключенных к сети Интернет, осуществляется общение между человеком и устройством. "Умные" устройства, связанные в общую сетевую инфраструктуру концепция вычислительной сети физических объектов («вещей»), оснащённых встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой, рассматривающая организацию таких сетей как явление, способное перестроить экономические и общественные процессы, исключающее из части действий и операций необходимость участия человека. В более широком смысле, концепция IoT предполагает глобальное объединение (т.е. обработку, анализ и управление) не только устройств, но и процессов различной природы (M2M+Big Data+cloud computing).

Можно выделить два основных этапа развития “Интернета вещей”. На первом этапе все объекты обеспечиваются набором датчиков. По результатам этапов собираются все необходимые диагностические и функциональные данные систем и выявляются необходимости модернизации систем и возможности оптимизации процессов и затрат. На втором этапе на основе результатов первого внедряются системы и алгоритмы автоматического управления “умными” вещами, которые позволяют человеку снять с себя некоторые функции управления системой, при этом сохранив возможность полного контроля за ее поведением.

Идеология Интернета вещей направлена на повышение эффективности экономики за счет автоматизации процессов в различных сферах деятельности и исключения из них человека. Человек в свою высвобождает свое время, для интеллектуальной и иной творческой деятельности, позволяя развивать себя и общество еще интенсивнее.

Зачем мы учим Интернету вещей?

  • Интернет вещей - очень перспективное направление. Подтверждением этого может служить то, что глобальные корпорации, такие как Cisco, IBM, PTC, Microsoft и многие другие активно ведут разработки в этом направлении.
  • Направление настолько новое, что компетентных специалистов в этом направлении очень мало. Кроме того, регулярного обучения по этому направлению не ведется. Через несколько лет, когда используемые технологии будут доработаны и “обкатаны” и начнется повсеместное внедрение Интернета вещей, индустрии срочно потребуются компетентные кадры. Это значит, что их нужно готовить уже сейчас.

Полученный опыт послужил основанием для создания инновационного проекта, трансформирующего сам подход к развитию технического творчества детей, -  создание на базе учреждения дополнительного  образования детей модели полного производственного цикла.

Модель полного цикла проектирования и производства на основе учебно-производственного объединения IoT (Интернет вещей) -  новый подход к  организации дополнительного образования детей  в области технического творчества детей и молодежи.

2.2. Модель полного производственного цикла как новый формат организации технического творчества детей и создания системы предпрофессиональной подготовки обучающихся в условиях государственно-частного партнерства

Общая модель освоения инновационного технического направления в рамках ДОД:

  • анализ требований по оборудованию, финансированию, структуре компетенций, входящих в направление, с учетом оборудования и компетенций, уже развернутых в ОУ;
  • формирование комплекса образовательных программ, покрывающих данные компетенции, организация обучения детей;
  • поиск индустриальных партнеров, спонсоров или заказчиков, заинтересованных как в подготовке специалистов по данным направлениям, так и, возможно, в выполнении несложных практически-полезных проектов. Цель привлечения партнеров - как материально-техническая поддержка, так и предоставление консультаций, участие детей в мероприятиях, организуемых при помощи партнеров и пр.;
  • обучение преподавателей по соответствующим  компетенциям, включая дистанционное обучение;
  • развертывание системы соревнований по данному направлению, включая проработку заданий, требования к оборудованию, критерии оценки.  JuniorSkills как модульная инфраструктура состязаний, проходящая вплоть до национального уровня и допускающая сравнительно легкое включение новых компетенций.

 

Основные принципы функционирования Учебно-производственного объединения:

  • В объединение попадают обучающиеся, освоившие в достаточной степени один или несколько из обычных курсов технической направленности.
  • Обучение в объединении производится на основе выполнения различных технических проектов.
  • Идеи для проектов, реализуемых в объединении, могут быть предложены обучающимися объединения, педагогами или индустриальными партнерами.
  • В результате каждого проекта должно быть получено реальное техническое устройство или прототип, имеющий практическую полезность и применение.
  • Работа над проектом осуществляется индивидуально или в небольших группах под руководством или совместно с педагогами.
  • Заказчиком проекта может быть как образовательная организация (в случае выполнения внутренних задач или, например, для участия в какой-то выставке или соревнованиях), так и промышленная организация.
  • Промышленный заказчик должен предоставить осмысленное и понятное техническое задание, а также, при необходимости, куратора проекта, который проведет необходимую подготовку участников проекта и сможет разъяснить возникающие вопросы.
  • В процессе реализации проекта должен соблюдаться баланс между проектированием и образовательной деятельностью. Педагоги и кураторы проекта при необходимости должны проводить теоретическую подготовку, разъяснять техническое задание, подсказывать варианты оптимизации решения, содействовать командной работе участников проекта.
  • После успешной реализации прототипа и утверждения его заказчиком устройство может быть запущено в мелкосерийное производство на производственных мощностях образовательной организации и/или предприятий-партнеров.
  • В авторский состав проекта записываются все его участники без исключения с указанием их вклада в проект.  На всех этапах разработки уделяется внимание вопросам защиты авторских прав, в том числе детей-участников проекта.
  • Предполагается возможность последующей коммерциализация продукта, организации специальной деятельности по продвижению продукта.

Модель технологического цикла и содержание технического образования представлены на схеме:

Каждый элемент на этой схеме - направление образовательной деятельности. Соответственно каждый из них может быть рассмотрен как отдельный самостоятельный курс со своей образовательной программой и кругом изучаемых вопросов. Рассмотрим весь спектр представленных направлений.

 

Спектр образовательной деятельности

Для выполнения реальных проектов по тематике “Интернет вещей”, образовательная организация, или несколько образовательных организаций совместно должны вести обучение по всем или части приведенных ниже направлений подготовки.

Курс

1 уровень

Начальный уровень

2 уровень

Оптимально

(совместная работа)

3 уровень

Профессионально (полноценная проектная деятельность)

Сети и телекоммуникации

18 часов

72 часов

72 часа

Информационная безопасность

8 часа

18 часов

36 часов

Дизайн интерфейсов

8 часа

18 часов

36 часов

Юзабилити

4 часа

8 часов

16 часов

WEB-дизайн

16 часов

36 часов

72 часа

WEB-программирование

72 часов

72 часа

144 часа

Программирование

72 часов

72 часа

144 часа

Программирование микроконтроллеров и основы цифровой электроники

72 часов

72 часа

72 часа

Автоматическое управление

8 часов

18 часов

36 часов

Электроника и электротехника

36 часов

72 часа

72 часа

Инженерное 3D-моделирование, конструирование и прототипирование

72 часов

72 часа

144 часа

Художественное 3D

72 часов

72 часа

144 часа

Виртуальная и дополненная реальность

18 часов

36 часа

72 часа

* Выделенные курсы не являются полноценными направлениями обучения. Они либо рассматриваются в рамках других курсов, либо читаются для команды конкретного проекта при необходимости.

 

Уровни образовательной деятельности

Приведенный выше перечень курсов разделен на уровни. Рассмотрим подробнее какая конкретно работа ведется на каждом из уровней.

0 уровень: Обзорный курс.

Не является полноценным образовательным курсом, но имеет высокую идеологическую значимость.

Позволяет получить общее представление о предмете. Может быть использовано для того, чтобы заинтересовать в предмете.  Также может быть полезно при командной работе, в которой задействовано несколько объединений, для того, чтобы понимать задачи “коллег” и иметь представление об их возможностях.

Проводится в рамках учебно-тренировочных сборов или мастер-классов в рамках учебного процесса или на открытых мероприятиях. Ориентировочная длительностью обзорных курсов от 2 до 8 часов.

1 уровень: Базовый курс.

В ходе систематических занятий обучающиеся получают базовые знания и умения в изучаемой области.  Место проектной деятельности минимально, основной формой обучения является выполнение детально определенных и непродолжительных по времени учебных заданий.  Типичное время обучение на этом уровне - 1 учебный год, объем курса от 72 учебных часов и выше. Ближе к концу этого уровня обучающиеся вовлекаются в различного рода соревнования и конкурсы, как правило не выше районного или городского уровня. 

2 уровень: Основы совместной работы

Ученики уже получили определенный объем знаний и могут участвовать в совместной деятельности, однако пока не имеют достаточного практического опыта и глубины теоретических знаний для полноценной работы без помощи педагога. На этом этапе обучение по прежнему преобладает над проектной работой, однако ученики могут создавать небольшие совместные проекты в рамках одного-двух объединений. Идеи для проектов предлагает в основном педагог, однако могут их предложить и сами учащиеся. Брать крупные проекты на этом этапе не рекомендуется, потому что это может помешать регулярному образовательному процессу. 

3 уровень: Полноценное участие в работе Учебно-производственного объединения.

На данном уровне обучения подростки уже прошли полные курсы обучения и имеют достаточную компетентность в выбранных направлениях, чтобы участвовать в  реальных проектах. Каждый из них в состоянии выполнять, при наблюдении руководителя проекта, поставленные перед ними задачи, получая практически пригодный результат.

Выполняемые проекты имеют уже сравнительно высокую сложность, в них зачастую задействованы педагоги и обучающиеся нескольких образовательных объединений. Поэтому желательно, чтобы участники проектов уже имели опыт командной работы.

Педагоги выполняют курирующую роль: следят за соблюдением техники безопасности и поведением обучающихся, разъясняют техническое задание, подсказывают варианты оптимизации решения. Также педагоги проводят учебно-организационные собрания, на которых проводится теоретическая подготовка, разбираются возникшие проблемы и согласовываются планы дальнейших действий. Такая система позволяет педагогам быть соавторами проекта на уровне с обучающимися, например проектируя наиболее сложные и ответственные части проекта.

Основными авторами идей для проектов на этом этапе являются сами дети или сторонние заказчики, такие как представители промышленности или сотрудники образовательной организации.

 

2.3. Содержание обучения

Рассмотрим подробнее каждый курс, представленный на схеме и в таблице.

Интернет вещей

Является интегрированным курсом, который подразумевает обучение в первую очередь не на прохождении статической образовательной программы, а на реализации реальных технических проектов. Педагог в рамках курса курирует всю деятельность обучающихся и помогает в решении возникающих вопросов. В случае специфики возникших вопросов могут быть привлечены педагоги других курсов "спектра". Ученики попадают на курс, только освоив в достаточной степени один или несколько курсов из "спектра" и работают в рамках формируемых для каждого конкретного проекта команд.

При разработке приложений для интернета вещей используются специальные индустриальные программные платформы. Мы используем платформу PTC Thingworx. Для образовательных организаций она предоставляется бесплатно. Пример работы с платформой приводится во фрагменте инструкции. (Приложение № 1 «Фрагмент инструкции по разработке интерфейса на базе платформы ThingWorx»)

Сети и телекоммуникации, каналы и протоколы связи

Каждая "интернет-вещь" посредством одной из сетевых технологий общается со своим центром (сервером) при помощи специального языка и правил (протокола). Чтобы правильно выбрать сетевую технологию, протокол и обеспечить надежный канал связи между "интернет-вещью" и сервером требуется знать весь их спектр и понимать их назначение и особенности.

В рамках короткого курса "Сети и телекоммуникации" (9-12 часов) или в рамках курса "Системное и сетевое администрирование"

Информационная безопасность

Курс рассматривает безопасность передачи данных и защиту информации в целом. Применительно к тематике “Интернета вещей”, информационная безопасность приобретает определенную специфику, поскольку речь идет не только о безопасности информации, но и о безопасности функционирования “умных” вещей.

Информация, передаваемая по каналам связи и хранящаяся на любых носителях информации имеет определенную ценность. Несанкционированный доступ и изменение этой информации может привести к непоправимым последствиям. Чтобы исключить возможные проблемы необходимо изучить основы информационной безопасности.

В рамках короткого курса "Информационная безопасность" (6-9 часов) или в рамках курса "Системное и сетевое администрирование".

Дизайн и юзабилити

Качественный дизайн приложений, интерфейсов и даже упаковки готового изделия позволяет сделать вещь особенной, привлечь к ней внимание и интерес клиента. Но любая вещь должна быть не только красивой, но и удобной. В современном мире этот вопрос выделился в отдельную научно-прикладную дисциплину, названную "Юзабилити" (в дословном переводе "удобство использования").

Отдельного рассмотрения требуют вопросы дизайна и юзабилити компьютерных программ и сайтов.

Данные вопросы частично рассматриваются в рамках курсов “Мультимедийная журналистика” и “WEB-дизайн”.

WEB-дизайн: пользовательские интерфейсы

Дисциплина, находящаяся на границе художественного дизайна и программной разработки. Так как в современных условиях происходит резкое смещение сферы функционирования компьютерных систем от локальных процессов к сетевым и распределенным системам, требовался инструмент, который обеспечит кросcплатформенность и возможность удаленного доступа. Таким инструментом стали интерактивные WEB-сайты. На этом курсе учат, как создать пользовательский интерфейс системы на основе web-сайта. В рамках курса рассматриваются языки разметки HTML и CSS (в том числе их последние версии HTML5 и CSS3), основы обработки изображений для размещения на веб-страницах.

В рамках отдельного курса или как начальный этап курса “Web-программирование”.

WEB-программирование: клиентская и серверная сторона

В системах "интернет вещей", большая часть бизнес-логики “живет” на сервере, где хранится и обрабатывается информация, принимаемая от пользователей и от подключенных "вещей".  Также почти на  любом Веб-сайте большая часть содержимого страниц формируется динамически, используя как программы ("скрипты"), размещенные на сервере, так и фрагменты программ, загружаемые в браузер вместе с Веб-страницей и исполняющиеся на вашем компьютере.

В курсе рассматриваются разработка серверной стороны веб-сайта (PHP+SQL), интерактивной клиентской части (Javascript), а также современная технология разработки Web-интерфейсов интерфейсов AJAX.

В рамках отдельного курса.

Программирование

Программирование - процесс проецирования задач в команды заданных цифровых устройств и преобразования одних физических представлений в новые виртуальные с использованием различных информационных технологий для достижения эффективного решения. Такой подход сохраняет свою актуальность для всех базовых концепций IoT: M2M, BigData и Cloud Computing.

Программирование как профессиональная деятельность существует уже (только) 50 лет и до сих пор бурно развивается. Каждый год появляются новые частные направления (технологии). Так из “классического” программирования выделилось “Web-программирование”, а с развитием микроконтроллеров соответственно “Программирование микроконтроллеров”.

Современные задачи и технологии “классического” программирования тесно связаны, например, с концепцией BigData.          

Основы алгоритмизации и программирования

Базовые алгоритмы и структуры данных

Формирует у детей необходимый склад мышления и понятийный аппарат для дальнейшего обучения на курсах "классическое программирование", "WEB-Программирование", "Программирование микроконтроллеров". Так как для всех языков программирования существуют подобные базовые лингвистические структуры и структуры данных может вестись на любом современном языке программирования (кроме сильно специализированных)

Ведется подготовка годичного или полугодичного курса в какой-нибудь простой среде программирования без явной привязки к ней

Программирование микроконтроллеров и основы цифровой электроники: реализация "умного" поведения "интернет-вещей", микроконтроллеры, датчики,

Любая "умная вещь", подключенная к "Интернету вещей", в основе своей имеет микроконтроллер (МК) - крохотный компьютер, управляющий всеми датчиками и моторами этой "вещи".  Чтобы такая "вещь" работала, МК нужно правильно  запрограммировать.  Дети изучают такое программирование на базе Ардуино - самой распространенной и недорогой микроконтроллерной платформы. (Приложение № 2 «Пример методических указаний по выполнению практической части Arduino Метеостанция»).

Несмотря на то, что в программировании микроконтроллеров используются те же алгоритмы и принципы программирования, что и в классическом и Web-программировании, имеются также и принципиальные отличия. В сравнении с современными компьютерами микроконтроллеры имеют в тысячи раз меньше ресурсов, а соответственно на первое место выходят принципы экономии вычислительных ресурсов. Кроме того, в отличии от компьютерных программ, которые по определению не могут нанести вред оборудованию компьютера, при программировании микроконтроллера нужно обладать пониманием физических основ электрических и электромеханических процессов, т.к. неверные действия могут привести к выходу из строя отдельных элементов или всего устройства.

В рамках курса могут быть рассмотрены отдельные темы из курсов “Программирование” и “Аналоговая электроника” или проводиться совместные занятия.

В рамках отдельного курса на 1 или 2 года по 72 или 144 часа.

Автоматическое управление: локальные и глобальные алгоритмы

Большинство современных технических систем выполняет некоторые задачи или поддерживает некоторые процессы без участия человека. Чтобы обеспечить оптимальные затраты ресурсов (времени, энергоресурсов, вычислительных мощностей) и решить эти вопросы оптимальным способом, существует “теория автоматического управления” (ТАУ). Эта область прикладной науки базируется на математике и физике и имеет свой особый понятийный и модельный аппарат, адаптированный для решения задачи управления техническими объектами.

Частично рассматривается в рамках курса "Робототехника"

Аналоговая электроника: электрические схемы, печатные платы, пайка

Основы Электроники являются обязательными базовыми знаниями, которыми должны обладать все технически грамотные учащиеся других объединений. Обучаем детей от простейших дискретных элементов электроники (сопротивление, конденсатор, диод, транзистор и т.д.), сбора на их основе простейших электронных схем, учим читать и разбираться в простых принципиальных электронных схемах, до ознакомления с цифровой электроникой (микросхемы, простейшие микроконтроллеры и т.д.) и создание простых управляющих (программируемых) устройств с различными датчиками. Обучаем детей основам пайки а так же проектированию и производству печатных плат для реализации своих учебных проектов. Также, учим пользоваться контрольно-измерительными приборами (тестер, осциллограф, генератор и т.д.).

В рамках отдельного курса 72-144 часа.

Электротехника: исполнительные устройства

Является логическим предшественником Электроники, где детей обучают основным понятиям практического применением электрических и магнитных явлений, при преобразовании электрической энергии (электрические двигатели, сервоприводы, реле и т.д.). Использование полученных навыков и знаний при создании сложных проектов (роботы, геликоптеры, машинки и т.д.).

По решению преподавателя может рассматриваться в процессе прохождения курсов “Аналоговая электроника” или “Программирование микроконтроллеров и основы цифровой электроники”.                               

Инженерное 3D-моделирование, конструирование и прототипирование.

На этом направлении мы обучаем детей использованию САПР (систем автоматизированного проектирования) для моделирования 3D-объектов, начиная с простых декоративных объектов, постепенно переходя к разработке 3D моделей технических устройств и их изготовлению.

Под прототипированием понимается изготовление изделий на цифровом оборудовании по созданным 3D-моделям. С самого начала курса дети учатся физически изготавливать созданные 3D-модели методами 3D-печати и лазерной резки, на продвинутых уровнях - также и фрезерованием на станках с ЧПУ. Разделение между моделированием и прототипированием не проводится, оба аспекта изучаются в рамках одного курса, физическое изготовление изделия является естественным результатом почти любого задания по моделированию.      

С уровнем освоения материала связано различие между 3D-моделированием (начальный этап, умение пользоваться САПР, выразить геометрическую форму изделия в 3D-модели) и конструированием (продвинутый этап, понимание работы несложных механизмов, умение создать работающую конструкцию из нескольких взаимодействующих деталей).  

В объединении инженерного 3D-моделирования и прототипирования занимаются дети, начиная с 6-7 класса.  Программа рассчитана на 2 года, объем каждого года обучения - по 72 часа, изучается САПР Autodesk Inventor. (Приложение № 3. Материалы к программе «Цифровая лаборатория»)

Художественное 3D

создание виртуальных моделей и объектов

Это художественная ветвь 3D-моделирования, ориентированная преимущественно на визуальный результат. Применяется для моделирования объектов сложной формы, персонажей мультфильмов и компьютерных игр и т.п.  Используется существенно другое ПО, чем в инженерном 3D (полигональные 3D-редакторы) в рамках отдельного курса. (Приложение № 4. Материалы к программе «Художественное моделирование в 3D MAX»)

Виртуальная и дополненная реальность: трехмерная визуализация объектов и процессов

Виртуальная реальность позволяет визуализировать и исследовать предметы и процессы, не создавая реальный объект. Это может быть полезно для изучения дорогостоящих или сложных в реализации объектов и процессов.

Системы дополненной реальности отображают на экране телефона, планшета или VR-очков, изображение с камеры этого же устройства, но при этом добавляют графику или виртуальные модели, привязанные к метке, фрагменту изображения или реальному объекту. (Приложение № 5. Материалы к курсу «AR-технология. Дополненная реальность.»)

Отдельный этап в рамках курса Художественное 3D, обучение в ходе выполнения проектов.

2.5. Сетевая форма организации Учебно-производственного объединения

Отдельно стоит отметить, что не каждая образовательная организация может в силу ограниченности ресурсов (материальных, кадровых, и т.п.) организовать у себя обучение по всему спектру представленных выше направлений подготовки. Решением здесь может быть сетевая форма взаимодействия между образовательными организациями. Несколько организаций, ведущих образовательную деятельность по разным направлениям подготовки могут объединить свои силы для совместного выполнения крупного проекта.

 

2.5. Описание проекта «Умная теплица» как результата деятельности учебно-производственного объединения IoT (Интернет вещей) для реализации полного цикла проектирования и производства инновационных продуктов, решающих актуальные задачи энергосбережения, развития инновационной экономики и профориентации молодого поколения

Первым полноценным и законченным проектом учебно-производственного объединения IoT (Интернет вещей), подтверждающим жизнеспособность и перспективность этой модели является «Умная теплица».  «Умная теплица» – совместный проект Центра детско-юношеского технического творчества и информационных технологий Пушкинского района Санкт-Петербурга, компаний PTC и MGBot, который был реализован обучающимися ЦДЮТТИТ при помощи педагогов объединений: «3D моделирование и конструирование», «Сетевое и системное администрирование», «Программирование микроконтроллеров», «Web-дизайн», «Электроника» - в рамках развития перспективного профессионального бизнес-направления «Интернет вещей». Продукт является учебным макетом теплицы, оборудованной датчиками и исполнительными устройствами. Ссылка на видео-презентацию:  https://youtu.be/ZR5rGW8G2Kc

Проект предполагает самостоятельное проектирование, сборку, программирование и обеспечение функционирования теплицы, что позволяет в реальном времени получать информацию о состоянии среды в теплице и управлять всеми параметрами удаленно или в автоматическом режиме. Теплица создана в рамках современной концепции “Интернет вещей” и имеет WEB-интерфейс.

Теплица собирает и контролирует следующие показатели:

  • Температура воздуха
  • Влажность воздуха
  • Температура почвы
  • Влажность почвы
  • Освещенность

Из исполнительных устройств в теплице имеется:

  • Нагревательный элемент на полу теплицы
  • Крыша, открывающаяся с помощью сервоприводов
  • Светодиодная лента для освещения
  • Помпа для полива

“Мозгом” всей системы является микроконтроллер Arduino. Он собирает показания со всех датчиков и передает их на специальный сервер. Он же получает команды от сервера и выполняет их.

Подробнее с электронными компонентами, использованными в проекте, можно ознакомиться в приложении № 6. Требования к оборудованию Умная теплица.

Серверная часть проекта выполнена на платформе PTC ThingWorx. Это специализированная индустриальная программная платформа для быстрого и качественного создания приложений для “Интернета вещей“. Для образовательных целей платформа предоставляется бесплатно. Подробнее по ссылке http://ru.ptc.com/communities/academic-program/products/internet-of-things .

 

Для чего мы сделали умную теплицу?

  1. “Умная теплица” хорошо демонстрирует основные этапы разработки устройств для Интернета вещей и, соответственно, может быть использована как отличное учебное пособие по этой тематике. Для педагогов, желающих развивать это направление в своем образовательном учреждении, в ЦДЮТТИТ организуются очные и дистанционные курсы “Интернет вещей” http://learn.cttit.ru/course/view.php?id=21 и “Инженерное 3D моделирование” http://learn.cttit.ru/course/view.php?id=20 .
  2. Сборка и программирование этой теплицы было заданием II Национального чемпионата JuniorSkills в рамках IV финала Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) для школьников 14 лет, который в конце мая прошел в подмосковном Красногорске. Эта же теплица остается темой заданий соревнований по компетенции “Интернет вещей” в соревновательном сезоне JuniorSkills 2016-2017 года.
  3. Обучающиеся и педагоги ЦДЮТТИТ приобрели полезный опыт выполнения реальных проектов, включающих как разработку, так и мелкосерийное производство “умных” изделий. Разработанная  нами теплица в настоящее время доступна для приобретения в Интернет-магазине нашего партнера, компании MGBot http://mgbot.ru/ .

 

Чему учит умная теплица?

Для того чтобы разрабатывать проекты, подобные “Умной теплице”, участвовать в соревнованиях JuniorSkills по соответствующей компетенции, необходимо обучить детей по следующим направлениям:

  • WEB-дизайн и WEB-программирование
  • Цифровая электроника и программирование микроконтроллеров
  • Инженерное 3D моделирование и прототипирование
  • Основы сетей и телекоммуникаций

Теплица была презентована на следующих мероприятиях и выставках:

 

 

  • Проект умная теплица стал участником республиканского фестиваля технического творчества Maker Fest, который проходил в Иннополисе, 11 сентября 2016 года в Татарстане. Наши партнеры из ЦМИТ "Имидж" г.Альтемьевск, Татарстан, стали обладателем данного инновационного продукта.

 

Индустриальные партнеры проекта:

MGBot - компания предоставила электронные и электромеханические компоненты

http://mgbot.ru/catalog/iot/komplekt-worldskills-smart-agriculture/  для первых прототипов теплицы, а также для проведения соревнований http://cttit.ru/junior-skills/news/2016/06/smart-parnik.html , сотрудники компании проводили занятия и мастер-классы с обучающимися, задействованными в проекте.

PTC - предоставили доступ к платформе ThingWorx, провели полный курс обучения по предоставленному программному обеспечению, оказывали методическую и консультационную помощь по вопросам ПО и Интернета Вещей, в том числе с привлечением иностранных специалистов.

 

2.6. Какие варианты реализации производственного объединения для развития технического творчества детей возможны при внедрении предлагаемой модели в системе общего, профессионального и дополнительного образования?

Предлагаемая модель организации предпрофессиональной подготовки может иметь несколько уровней реализации:

  • Интеграция нескольких объединений технической направленности на уровне образовательного учреждения (создание временного учебно-производственного объединения). Технология описана выше.
  • Создание сетевых учебно-производственных объединений, в том числе виртуальных конструкторских бюро талантливых школьников.

Предполагает сетевую реализацию наших идей на основе формирования самообучающихся сообществ. Мы полагаем, что деятельность ресурсного центра позволит создать команду экспертов, педагогов дополнительного образования детей. В случае, если ресурсная база учреждения не достаточна, но есть талантливые дети, желающие освоить поликомпетенции в рамках Интернет вещей, то учебно-производственное объединение может быть виртуальным, дистанционным. В этом случае возможна разработка совместных проектов на основе распределенной сетевой модели.

  • Создание сети площадок для организации технического творчества детей в

том числе на основе ресурсов среднего и высшего профессионального образования.

Сетевая модель может быть использована по принципу создания фаблабов на базе учреждений, обладающих необходимыми ресурсами, на базе средних и высших профессиональных учреждений.

  • Развитие конкурсного движения с целью поддержки именно таких проектов

технического творчества детей

В идеологию проведения соревнований в профессиональном мастерстве для школьников JuniorSkills может быть заложена проверка сформированности компетенций, которые проявляются при решении нестандартных, творческих, достаточно сложных задач. Примером может служить презентационная компетенция по направлению Интернет вещей (Приложение № 7. Техническое описание компетенции «Интернет вещей»,  Конкурсное задание компетенции «Интернет вещей» и Инфраструктурный лист компетенции «Интернет вещей».) Такая идеология подтолкнет к развитию технического творчества через создание комплексных проектов.

 

2.7. Каковы риски внедрения модели в образовательную практику?

 

Виды рисков

Как могут проявиться при внедрении продукта?

Возможные способы решения возникающих проблем

Сложности, связанные с восприятием новых идей, с уровнем профессионально-личностной готовности педагогических коллективов (социально-психологические риски)

Как любой инновационный опыт, требующий глубины понимания и организационных усилий, предлагаемая нами модель может вызывать непонимание и отторжение, а опыт восприниматься как уникальный, возможный только в конкретной образовательной организации.

Мы видим решение этой проблемы в популяризации идей, в организации обучения, сотрудничества, расширении количества партнеров, организации информационной, методической и консультационной работы, совместной деятельности, поддержке со стороны органов управления, бизнес-сообщества, общественных организаций.

Основные сложности, связанные с недостатком необходимых ресурсов (ресурные)

Кадровые: в образовательных организациях дополнительного образования детей и школах могут отсутствовать специалисты, способные обучать детей по программам технического творчества, необходимым для создания производственных объединений, подготовки к соревнованиям в профессиональном мастерстве.

Материально-технические: отсутствие оборудования и расходных материалов для организации обучения.

Мы предлагаем в рамках ресурсного центра проводить обучение педагогов. Наш опыт показывает, что обучение новым направлениям могут проводить партнеры из бизнеса, из высшей школы, из системы СПО.

 

Недостатки материально-технической базы могут быть компенсированы за счет ресурсов партнеров, создания детских фаблабов, иных образовательных площадок развития технического творчества детей.

Сложности, связанные с нарушением технологии внедрения продукта (организационные риски)

При внедрении продукта обязательным является мотивация обучающихся, организация подготовительной работы, организация самого процесса обучения и совместной проектной деятельности детей и взрослых, продвижение продукта. Внедрение технологии проектирования полного цикла производства требует высокого уровня готовности педагогов

Информационно-разъяснительная, информационно-методическая и консультативная работа, объяснение необходимости всех этапов, важности подготовительной работы, важности саморазвития педагога, прогнозирование и анализ нюансов, которые могут возникнуть при реализации проектов.

 

Раздел 3. Образовательный блок модели

3.1. Каковы образовательные цели и задачи разработки совместных проектов в рамках направления Интернет вещей?

Организационная цель -  внедрение модели учебно-производственного объединения, реализующего полный цикл проектирования и производства высокотехнологических интеллектуальных устройств на базе инновационных технологий, для организации предпрофессиональной подготовки обучающихся в системе дополнительного образования детей.

Образовательная цель - формирование у обучающихся поликомпетенций, необходимых для создания инновационного продукта.

Образовательные задачи:

  1. Формирование образовательного заказа, разработка технических заданий и учебно-методических материалов.
  2. Проведение обучающих занятий совместно с партнерами.
  3. Создание системы учебных заданий подготовительного характера.
  4. Формирование временного объединения обучающихся.
  5. Организация деятельности учебно-производственного объединения.
  6. Сопровождение индивидуальной деятельности обучающихся, консультативная и методическая поддержка.
  7. Оценка и презентация результатов.

Задачи обучения могут быть связаны с решением актуальной проблемы. В качестве такой проблемы на данном этапе мы рассматриваем технологии проектирования, разработки, производства и создания интеллектуального устройства для решения вопросов рационального использования тепло- и энергоресурсов, энергосбережения. Это определяет актуальность и новизну наших предложений.

На уровне направлений образовательной деятельности предполагается несколько модулей:

1. Учебно-производственное объединение IoT (интернет вещей).

Модуль для решения конкретной производственной задачи (замкнутого производственного цикла), использование ресурсов подготовки юных предпринимателей (менеджеров проекта), в том числе на основе государственно-частного партнерства:

  • разработка методических мультимедийных материалов и обучающих курсов, которые могут быть использованы как учебные для тиражирования, использования для реализации данной модели в других технических центрах,
  • создание реальных продуктов в рамках изучаемых направлений направления Интернет вещей (на примере направления IoT и проекта “Умной теплицы”).
  • стимулирование компетентностных практик в рамках технических конкурсов (ТехноКакТус, Робофест, Всероссийский фестиваль «РобоSkарт» и др.), движения JuniorSkills, предполагающих создание профессиональным сообществом компетентностных заданий, обеспечивающих оценку сформированности предпрофессиональных компетенций обучающихся,
  • использование механизмов государственно-частного партнерства на основе технических производственных заданий (заказов).

2. Распределенная сетевая модель развития технического творчества детей

Данный модуль может быть реализован в условиях сетевого взаимодействия и межрегионального сотрудничества образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы на основе использования программного обеспечения – системы управления учебными проектными данными, жизненным циклом детали, устройства, продукта, техническим документооборотом для совместной работы в проекте внутри и между ОУ с сохранением истории изменений и обновлений, что становится механизмом формирования самообучащихся сообществ (детских, взрослых, кроссвозрастных, межведомственных).

3. Информационно-коммуникационная модель

Предполагает создание системы информационно-коммуникационного взаимодействия и сопровождения проектов и может привести к созданию виртуальных детских конструкторских бюро (временных творческих объединений), формированию информационных ресурсов, экспертных виртуальных площадок, площадок коммуникации партнеров.

 

3.2. Каковы особенности процесса обучения?

  • Как организовать полноценную предпрофессиональную ориентацию обучающихся?

Особенностью нашего подхода является установка на формирование системного инженерного мышления обучающихся, что позволяет не только овладевать широкой областью знаний и набором компетенций, но и решать творческие задачи. Мы исходим из того, что только самостоятельная и ответственная деятельность по решению сложных, “взрослых” задач может обеспечить погружение ребенка в профессию. Немаловажным фактором становится общение с профессионалами, специалистами в той или иной области.

 

  • Как дать ученикам попробовать свои знания на реальных конструкторских задачах?

Учебные проекты в большинстве случаев не имеют явной практической направленности. С одной стороны, это позволяет всячески их видоизменять для усложнения или придания “интересности”, однако при этом зачастую игнорируются или считаются второстепенными такие практически важные аспекты, как надежность (учебные изделия часто разрабатываются для однократного или краткосрочного использования в демонстрационных целях), технологичность (изделие собирается авторами в одном экземпляре), ремонтопригодность, эргономика, соответствие промышленным стандартам.

Только реальные задачи или задачи, приближенные к реальным, могут дать детям понимание производственных процессов и понять меру ответственности за качественное выполнение проекта. Источником таких задач может быть промышленный заказчик или предприятие-партнер. Кроме реальных перспективных задач в образовательном процессе могут быть использованы также базовые промышленные задачи, которые уже были решены. В таком случае по результатам работы можно провести аналогию между решениями и подробно разобрать особенности и ошибки.

 

  • Как подготовить обучающихся к участию в соревнованиях?

Для подготовки обучающихся к соревнованиям организованы дополнительные занятия по направлениям:

  • Прототипирование
  • Лазерные технологии
  • Дополненная реальность
  • Визуальное Web-программирование
  • Программирование микроконтроллеров
  • Электроника
  • Электротехника
  • Сетевые технологии

Системность в подготовке обучающихся к соревнованиям должна носить постоянный характер, как в повседневном  образовательном процессе, так и иметь наличие мастер-классов., для  педагогов и обучающихся, что можно проследить на примере, таких мероприятий,  как хакатон  (форум разработчиков), учебно-тренировочные сборы в рамках городского открытого фестиваля технического  конкурса “ТЕХНОКАКТУС”, серии открытых мероприятий, участию в национальных мероприятиях и других формах. Приложение № 9. Положение городского открытого фестиваля технического творчества. Приложение № 10. Инфорграфика по городскому открытому фестивалю технического творчества.)

 

  • Каковы минимальные требования к уровню подготовки обучающихся?

Для того чтобы обучающиеся смогли разрабатывать проекты по направлению “Интернет вещей”, они должны иметь следующий минимальный уровень знаний по вышеперечисленным направлениям:

  • Сети и телекоммуникации: 1 уровень.
  • WEB-дизайн и WEB-программирование: 2 уровень или основы работы в среде ThingWorx.
  • Программирование микроконтроллеров и основы цифровой электроники: 2 уровень.
  • Автоматическое управление: 1 уровень.
  • Инженерное 3D-моделирование, конструирование и прототипирование: 2 уровень.

 

3.3. Каким образом оцениваются результаты обучения?

На базовом уровне обучения прогресс обучающихся отслеживается по выполнению ими учебных заданий, участию во внутренних, районных и городских конкурсах, выполнению  несложных творческих проектов. 

На втором году, обучающиеся, которые показывают устойчивый интерес к изучаемой компетенции и успешно осваивают материал, начинают включаться, в меру своих умений, в работу УПО, а также принимать участие в предпрофессиональных соревнованиях в формате Junior Skills, в котором система критериев направлена на оценку качества, своевременности, аккуратности. точности и  технологичность работ участников соревнований.  Пример ТО и критериев оценки по компетенции “Интернет вещей”

На третьем и последующих годах обучения, обучающиеся принимают полноценное участие в проектной работе, по результативности работы выявляются их сильные и слабые стороны, проявляется  специализация, учитываемая при командной работе. 

 

Результаты обучения проверяются на уровне выполнения поставленных перед обучающимся  задач, успешности выполнения технических заданий. (Приложение 11. Оценочный лист компетенции «Прототипирование»)

В системе дополнительного образования, сопряженной с предпрофессиональной подготовкой, необходимо иметь систему оценивания выполняемых действий направленных на качество, своевременность, аккуратность, точность, технологичность при  выполнении работ обучающимися. При оценке выполненных работ используется методика и критерии оценки в зависимости от компетенции. Есть общий регламент оценки выполнения конкурсных заданий в соответствии с регламентом проведения соревнований. (Приложение № 12. Регламент соревнований WorldSkills, Приложение № 13. Методические рекомендации JuniorSkills). Сообщество экспертов по компетенции самостоятельно формирует на основе конкурсного задания критерии оценивания, но должны соблюдать общие вещи указанные в регламенте.

На примере технического описания компетенции  интернет  вещей в возрастной категории 14+ приведены назначения критериев оценки и количества выставляемых баллов (судейские и объективные). Распределение баллов в реальном задании может отличаться, но относительный «вес» модулей должен быть примерно соблюден.

Общее количество баллов по всем критериям оценки составляет 100 в наиболее полном варианте задания.  Общее количество баллов в упрощенных вариантах задания должно составлять менее 100, за счет исключения элементов задания и соответствующих аспектов оценки.

Модуль

Критерий

Оценки

Судейские

Объективные

Общая

А

Сборка конструкции и монтаж электронных компонентов

2

8

10

В

Программирование микроконтроллера: отладка внешних устройств

3

12

15

С

Программирование микроконтроллера: реализация автономной функциональности

5

10

15

D

Проектирование IoT-системы и создание модели данных

5

35

40

E

Визуализация данных и создание пользовательского интерфейса средствами используемой IoT-платформы

5

10

15

F

Презентация и защита проекта

5

0

5

Итого =

25

75

100

 

Необходимо отметить, что готовых критериев и аспектов к ним   не существует. именно здесь педагог должен проявить свой профессиональный уровень не только знания материала, психологических особенностей обучающихся, но и умение грамотно анализировать задание раскладывая его на отдельные составляющие.

 

Раздел 4. Организационно-методический

4.1. Каким образом мотивировать обучающихся?

            Мотивация обучающихся на участие в таких проектах предполагает несколько направлений:

  1. Мотивация образовательных достижений. Обучающиеся, принимающие участие в проектах, становятся победителями разных конкурсов и соревнований, получают общественное признание своих достижений.
  2. Мотивация личностного роста и самореализации. Безусловно, участие в таких проектах повышает самооценку и уверенность обучающихся в своих знаниях.
  3. Мотивация предпрофессиональной подготовки. Выполняя взрослые задания, предполагающие овладение системой компетенций, обучающиеся начинают иначе мыслить. Уровень подготовки при выполнении проектов повышается на порядок.
  4. Мотивация разновозрастного сотрудничества, делового общения со сверстниками. Технические проекты создаются в тесном сотрудничестве старших и младших, что повышает эффективность обучения. При создании сетевых, виртуальных сообществ могут возникнуть синергетические эффекты. Ценным может быть  общение сверстников  в группах по интересам,не всегда образующихся на уровне одной образовательной организации.
  5. Мотивация творчества, изобретательства, предполагающая участие в разработке оригинального продукта, востребованного не только на уровне образовательной организации и выполненного в учебных целей, но имеющего сбыт и приносящего пользу людям.

 

4.2. Как интегрировать несколько курсов технической направленности?

Проще всего реализовать интеграцию курсов через проектную работу. Перед началом проектной деятельности, обучающиеся должны освоить в достаточной степени свое направление обучения и быть готовы к самостоятельному выполнению отдельных задач или подзадач. Таким образом, интегрировать курсы можно начинать минимум через полгода после начала обучения. Однако, правильнее начинать на 2 году обучения, в таком случае можно совместными усилиями нескольких объединений создавать довольно интересные проекты. Идеальным случаем интеграции является учебно-производственное объединение, куда дети попадают после полного освоения образовательных программ и продолжают обучение на основе совместного решения реальных технических задач.

 

4.3. Как разработать систему заданий для подготовки обучающихся?

Для практического применения проектного метода обучения требуются реальные и современные технические задачи. Идеальным источником таких задач являются индустриальные партнеры. Именно промышленность имеет наилучшее представление о перспективных задачах и тенденциях развития проектирования и производства. Это возможно потому, что серьезные промышленные организации готовы вкладываться в раннюю подготовку кадров в расчете на то, что обучающиеся продолжат подготовку по выбранному направлению в сфере профессионального образования, а потом придут в промышленность уже имея практический опыт, а не только теоретическую подготовку.

 

4.4. Как правильно построить образовательную программу технических курсов на 3, 4, 5 году обучения?

На 3, 4, 5 году обучения курсов технической направленности регулярный процесс обучения уже не позволяет в полной мере обеспечить образовательные потребности и интерес обучающихся. Кроме того, к этому моменту у детей начинает формироваться свой профессиональный стиль и выделяться некоторые сильные стороны, особенности работы и интересы. В этот момент начинают проявляться все положительные  стороны проектного подхода. Обучающиеся могут в полной мере проявить себя, а педагог может вести индивидуальную работу с конкретными участниками проекта или подготовиться к ответу на специфические вопросы, которые могут возникнуть у учеников.

Кроме того, именно проектный подход позволяет развивать у детей модельное, рациональное и критическое мышление, умение быстро находить и анализировать информацию и сразу же применять ее на практике. А именно это является качествами, свойственными настоящему профессионалу.

 

4.5. На что обратить внимание при организации обучения, соревнований обучающихся, организации процесса проектирования?

  • наличие подготовленного педагогического персонала, возможно привлечение студентов не ниже третьего курса обучения;
  • наличие помещений, выделенных для работы “Цифровой лаборатории” (УПО) и  укомплектованных необходимым оборудованием (компьютерный класс с ПК, достаточно мощными для комфортной работы с САПР, соответствующее ПО,  3D принтеры, лазерный и фрезерный станки с ЧПУ, паяльные станции, мелкий ручной инструмент, такой как отвертки, плоскогубцы, напильники, пинцеты и т.д);
  • наличие образовательной программы на примере “Цифровая лаборатория”, имеющую возможность интеграции с другими курсами или отдельные курсы, носящие вид краткосрочных или долгосрочных в зависимости от проектных  задач или включение в образовательный предмет “Технология” изучения тем, связанных с электроникой, программированием микроконтроллеров, моделирования и конструирования посредством соответствующего САПР;  Приложение № 3. Материалы к программе «Цифровая лаборатория»)
  • в учебном плане образовательного учреждения должны  быть  предусмотрены индивидуальные часы для педагога, с целью организации индивидуального образовательного маршрута обучающегося, либо педагог должен иметь возможность работать с небольшой группой учащихся (на примере фаблаба), для решения конкретных ограниченных задач по выполнению части работы;
  • соблюдать соотношение проектной работы с обучением, особенно на ранних этапах. Проектная работа - не замена обучению, а его логическое дополнение.
  • Педагог должен быть в достаточной степени профессионалом в преподаваемой области, чтобы выполнять роль “Главного конструктора” при выполнения проекта. От педагога требуется умение быстро находить решения технических проблем, возникающих у обучающихся в работе над проектом, но при этом предоставлять юным конструкторам возможность максимально проявить свои знания и умения. 
  • желательно привлечение педагогов с опытом работы в промышленности, либо   привлечение специалистов в данной области в качестве консультантов.
  • наличие определенной критериальной оценочный базы по операциям работы;
    • своевременное завершение своих задач;
    • полноценное выполнение технического задания;
    • умение взаимодействия в команде;
    • умение признавать и исправлять свои ошибки;
  • в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения должны  быть внесены статьи по финансированию проектной деятельности педагогов не только в части обязательного исполнения учебного плана, образовательной программы, но и меры  дополнительных материальных выплат, также необходимо  включение в перечень расходов статей на приобретение станочной базы, материалов для производства.
  • наличие государственно-частного партнерства поможет сэкономить на приобретение определенной станочный базы, проведению опытных или изыскательских работ на территории партнера, формирование грамотного технического задания, постоянной консультативной помощи;
  • наличие учреждения дополнительного образования технической направленности будет способствовать формированию сетевых взаимоотношений для любой образовательной организации, что решит много проблем при реализации проектной работы любого характера.
 

Раздел 5. Инструментально-технологический

5.1. Нормативно-правовые документы

Федеральные   нормативные  документы

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 23 августа 1996г. N127-ФЗ «О науке  и государственной научно-технической политике» (ред. от 02.07.2013);
  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012г. N761);
  • Государственная  программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013 – 2020 годы» (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014  № 295);
  • Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» (утвержденная распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012г. №2148-р);
  • Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р);
  • Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом  Российской Федерации 03.04.2012 г.);
  • Указ Президента РФ от 7 мая 2012г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
  • Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утвержден Зам. Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец 26.05.2012г. №2405 п-П8);
  • Указ Президента РФ от 1 июня 2012г. №761. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;
  • «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным  общеобразовательным  программам».  Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013г.№1008;
  • «Об утверждении  государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы». Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014г. №295;
  • «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение  эффективности образования и науки». Распоряжение Правительства РФ от 30 апреля 2014г. № 722-р;
  • «Об  утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации  режима  работы  образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.4.3172-14.». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4  июля 2014г. №41.

 

Региональные нормативные документы

  • Программа по созданию условий для воспитания школьников Санкт-Петербурга на 2011-2015 годы.  Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 8 ноября 2011г. №1534;
  • Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 05.05.2012г. №1263-р.
  •  «О Программе реализации Концепции общенациональной системы  выявления и развития молодых талантов в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы»  Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.07.2012г. №748.
  •  «О Стратегии действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 годы». Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.08.2012г. №864.
  • «Об образовании в Санкт-Петербурге». Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013г. №461-83.      
  • «О программе «Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2013-2020 годы». Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 10.09.2013г. №66-рп.
  • «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы». Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014г. №453.

 

Региональные  нормативные документы, регулирующие инновационную деятельность

  • Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга №5569–р от 25.11.2015 г. «Об итогах конкурса инновационных продуктов «Петербургская школа 2020»».
  • Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О признании образовательных учреждений ресурсными центрами дополнительного образования детей» 2016 год N 1464–р от 17.05.2016 г. в номинации «Образовательная деятельность».
  • Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга N 966–р от 12.03.2014 г. «О переводе образовательного учреждения в режим экспериментальной площадки» 
  • Договор № 01-СЦК “О реализации программ ранней профориентации, основ профессиональной подготовки и соревнований школьников в профессиональном мастерстве Junior Skills”, между ГБОУ ДОД Дворец учащейся моложежи Санкт-Петербурга “Региональный координационный центр движения World Skills Россия в Санкт-Петербурге” и ГБУ ДО ЦДЮТТИТ Пушкинского района Санкт-Петербурга “Специализированного центра компетенций движения Junior Skills”
  • Меморандум о намерениях по организации и проведению Национальных чемпионатов JuniorSkills в 2016 году по компетенции «Интернет вещей».
  • Меморандум о намерениях по организации и проведению Национальных чемпионатов JuniorSkills в 2016 году по компетенции «Мультимедийная журналистика».
  • Регламент Финала национального чемпионата “Молодые профессионалы” (WORLDSKILLS)
  • Методические рекомендации по развитию движения JuniorSkills
  • Требования к соблюдению стандартов JuniorSkills при проведении региональных и окружных чемпионатов JuniorSkills
  • Паспорт Чемпионата JuniorSkills февраль 2016 года
  • Паспорт Чемпионата JuniorSkills сентябрь 2016 года
  • Положение об открытом городском Фестивале технического творчества “ТехноКакТУС”

 

5.2. Инструктивно-методические материалы

  • Техническое описание компетенции «Интернет вещей».
  • Инфраструктурный лист компетенции «Интернет вещей».
  • Конкурсное задание Junior Skills 14+ по компетенции «Интернет вещей».
  • Минимальные требования к составу оборудования для проведения тренировок и соревнований по заданию «Умная теплица» компетенции «Интернет вещей».
  • Технокактус по правилам JuniorSkills.
  • Пример компетенции Инженерная.графика (конкурса Технокактус) по правилам JuniorSkills.

 

5.3. Информационно-аналитические материалы

Публикации в научно-методических изданиях

Статья “Предпрофессиональная подготовка детей в системе дополнительного образования детей”,  журнал “Народное образование”, 2016 год - в печати

 

Выступление, семинары, конференции

  • Выступление Ковалева Д.С. на деловой программе Международной промышленной выставки ИННОПРОМ-2016 14.07.2016 года с темой “Проект «ПРОФИ. Образовательные решения в промышленности»”.
  • Участие в пресс-конференции, посвященной развитию движения JuniorSkills в Санкт-Петербурге, которая прошла в медиацентре Правительства Санкт-Петербурга 24 августа 2016 года. (Пресс-релиз для СМИ)
  • Участие в международной промышленной выставке, Екатеринбург, 12 июля 2016 года
  • Участие в семинаре “Приоритетные направления развития детского технического творчества”, Вологда
  • Участие в круглом столе 15 декабря 2015 года в Комитете Государственной Думы по образовании по теме: “Развитие научно-технического творчества детей в системе дополнительного образования: проблемы и пути решения”.
  • Участие в научно-практическом семинаре “Реализация инновационных моделей успешной социализации детей средствами дополнительного образования (опыт образовательной системы Санкт-Петербурга)”, 27-29 июня 2016г.
  • Участие в международной научно-практической конференции “Социальное партнерство как эффективный механизм интеллектуального и культурного развития детей и учащейся молодежи”
  • Участие в научно-практической конференции “Дополнительное образование в Санкт-Петербурге: Формирование и развитие кадрового потенциала”
  • Участие в конференции INRU “Умный город: кадровый запрос от кластеров”. 17 ноября 2015 года.
  • Проведение семинара “Перспективы взаимодействия школ и дополнительного образования в преподавании современных информационных технологий”, 16 июня 2016 года.
  • Участие в  семинаре-презентации “Интернет Вещей”, по теме: “Технологии реализации образовательных проектов в области Интернета вещей”

 

СМИ

Телевидение

Видео

  • Умная теплица – задание II НАЦИОНАЛЬНОГО ЧЕМПИОНАТА JUNIORSKILLS В РАМКАХ IV ФИНАЛА НАЦИОНАЛЬНОГО ЧЕМПИОНАТА «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» (WORLDSKILLS RUSSIA) для школьников 14 лет //  YouTube. (https://www.youtube.com/watch?v=g8pzrmEJ6lQ&feature=youtu.be)  Опубликовано: 07.06.2016г.

Публикации

  • JuniorSkills // Финал национального чемпионата “Молодые профессионалы” (WORLDSKILLS RUSSIA). Красногорск, Московская область: Крокус-Экспо. С.104-127
  • Петербургские школьники разработали прототип «умной теплицы» с помощью платформы Интернета вещей ThingWorx® // портал САПР, PLM и ERP (Isicad) http://isicad.ru/ru/news.php?news=18650 Опубликовано: 04.07.2016г.

 

Сертификаты, дипломы и благодарности

  • Сертификат участника Международного семинара педагогов школьного образования России, г.Санкт-Петербурга и Беларуси, г.Минска “Теория и практика современных образовательных технологий”, за выступление “Перспективы развития технического творчества детей в Санкт-Петербурге в рамках движения Junior Skills”, ноябрь 2015 года.
  • Диплом за активное участие в Международной научно-практической конференции “Социальное партнерство как эффективный механизм интеллектуального и культурного развития детей и учащейся молодежи”, за выступление “Формирование предпрофессиональных компетенций обучающихся на основе ресурсов дополнительного образования”, 21-22 апреля 2016 года
  • Сертификат городской научно-практической конференции “Дополнительное образование в Санкт-Петербурге: Формирование и развитие кадрового потенциала”, за выступление “ Junior Skills: проект по ранней профориентации и основам профессиональной подготовки школьников”, 2016 год.
  • Благодарность Московского международного салона образования - 2016, за участие в качестве спикера, 2016 год.
  • Благодарность союза “Агенство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров “ВорлдСкиллс Россия””” , за организацию открытого Учебно-тренировочного сбора по высоким технологиям в образовании для СЗФО, 11-13 декабря 2015 года.
  • Диплом участника седьмого межрегионального ИТ-форума “Современные информационные технологии: для государства и общества”
  • Диплом лауреата смотра-конкурса достижений государственных бюджетных образовательных учреждений дополнительного образования детей “Дополнительное образование - пространство успешной социализации детей” в номинации “Создание среды и ресурсов открытого образования”, 2015 год.
  • Диплом лауреата конкурса инновационных продуктов “Петербургская школа 2020” номинации “Образовательная деятельность”, продукт “Деловая игра “Детская редакция летнего городского лагеря””, 2015 год.
  • Диплом III места в смотре-конкурсе ГБОУ ДОД Санкт-Петербурга по состоянию учебно-материальной базы по детскому научно-техническому творчеству в номинации “Система работы ГБОУ ДОД с технологичным оборудованием в образовательной программе дополнительного образования детей, способствующая инновационному развитию дополнительного образования детей”, подноминации “Научно-техническая направленность”, 2015 год..
  • Диплом III места в смотре-конкурсе ГБОУ ДОД Санкт-Петербурга по состоянию учебно-материальной базы по детскому научно-техническому творчеству в номинации “Инновационные формы работы с детьми, проявившими склонности к техническому творчеству и изобретательству, в том числе и для особых групп детей (инклюзивное образование, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, работа с одаренными детьми) с использованием технологичного оборудования”, подноминации “Учрежденческий уровень” Фестивль “ТехноКакТУС”, 2015 год.
  • Диплом III места в смотре-конкурсе ГБОУ ДОД Санкт-Петербурга по состоянию учебно-материальной базы по детскому научно-техническому творчеству в номинации “Методическая разработка  педагогической технологии (занятия и т.д.) с использованием технологичного оборудования по направлениям детского технического творчества в области современных видов инженерно-технической деятельности, в том числе проектная деятельность с применением средств информационных и коммуникационных технологий”, подноминации “Моделирование”, 2015 год.
  • Результативность обучающихся, участников разных конкурсов и фестивалей -  отдельный документ (дипломы детей).
  • Достижения педагогов (сертификаты, благодарности, дипломы) -  отдельный документ (результативность педагогов).
  • Дипломы, сертификаты, благодарности коллективу и директору ОУ -  отдельный документ (Дипломы_учреждению и директору)

 

Отчеты и  статистические данные

  • Статистические данные по фестивалю ТехноКакТУС 2016 года.
  • Отчет открытого учебно-тренировочного сбора по высоким технологиям в образовании для СЗФО, 11-13 декабря 2015 года.
  • Отчет об участии в пресс-конференции, посвященной развитию движения JuniorSkills в Санкт-Петербурге, которая прошла в медиацентре Правительства Санкт-Петербурга 24 августа 2016 года.

Отзывы

  • Отзыв от общественного фонда “Научно-образовательный фонд” “СИНЕРГИЯ” (SYNERGY), г.Астана, Казахстан.
  •  Отзыв от ОО «Инновационный технический центр».
  • Отзыв от АО ИК 2Р Партнерс.
  • Отзыв от Калуга-Инжиниринг.

 

Договора о взаимодействии

  • Договор о стратегическом партнерстве с АО “Центр технологической компетенции аддитивных технологий” г.Воронеж.
  • Договор о стратегическом партнерстве с ООО “Ирисофт” г.Санкт-Петербург..
  • Договор о стратегическом партнерстве с ООО “ПиТиСи Интернэшнл”.
  • Договор о стратегическом партнерстве с ООО “МАКРО Групп”.
  • Договор о стратегическом партнерстве с Общественным фондом “Научно-образовательный фонд” “СИНЕРГИЯ” (SYNERGY), г.Астана, Казахстан.
  • Договор о стратегическом партнерстве с Акционерным обществом Инвестиционная Компания “2Р Партнерс”.
  • Договор о стратегическом партнерстве с Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий.
  • Договор о стратегическом партнерстве с Ассоциацией “Внедрения инноваций в сфере 3Д образования”.
  • Договор о стратегическом партнерстве с ООО “МАКРО Групп”.
  • Договор № 01-СЦК “О реализации программ ранней профориентации, основ профессиональной подготовки и соревнований школьников в профессиональном мастерстве Junior Skills”, между ГБОУ ДОД Дворец учащейся моложежи Санкт-Петербурга “Региональный координационный центр движения World Skills Россия в Санкт-Петербурге” и ГБУ ДО ЦДЮТТИТ Пушкинского района Санкт-Петербурга “Специализированного центра компетенций движения Junior Skills”.
  • Договор о прохождении практики студентами факультета математики и информатики ЛГУ им. А.С. Пушкина.
  • Соглашение о сотрудничестве с Санкт-Петербургским государственным университетом.

 

Письма поддержки

  • Письмо поддержки от Акционерного общества Инвестиционная Компания “2Р Партнерс.
  • Письмо поддержки от ООО “Камоци Пневматика”.
  • Письмо поддержки от ООО “Ирисофт”.
  • Письмо поддержки от ООО “Макро Групп”.

 

JuniorSkills

  • Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга об участии  во II Национальном чемпионате JuniorSkills в рамках IV Финала Национального чемпионата “Молодые профессионалы” (WorldSkills Russia).
  • Приказ со список экспертов Национального чемпионата.
  • Приказ с перечнем компетенций Национального чемпионата.
  • Письмо-информация о перспективах развития JuniorSkills.
  • Письмо подтверждение на участие во II Национального чемпионата JuniorSkills в рамках IV Финала Национального чемпионата “Молодые профессиональы” 2016 (WorldSkills Russia).
  • Итоги II Национального чемпионата JuniorSkills в рамках IV Финала Национального чемпионата “Молодые профессионалы” (WorldSkills Russia).
  • Заявка на участие II Национального чемпионата JuniorSkills в рамках IV Финала Национального чемпионата “Молодые профессионалы” (WorldSkills Russia) 2015 в Московской области, компетенция “Интернет вещей 14+”.
  • Заявка на участие II Национального чемпионата JuniorSkills в рамках IV финала Национального чемпионата “Молодые профессионалы” (WorldSkills Russia) 2015 в Московской области, компетенция “Интернет вещей 10+”.
  • Сравнительная таблица списка профессий ТОП-50 и компетенций WorldSkills Russia, JuniorSkills.
  • Решение совета Союза "Ворлдскиллс Россия".

ГБУ ДО ЦДЮТТИТ в тематических сменах ФГБОУ Международного детского центра “Артек”.

 

5.4. Методические разработки преподавателей

  • Инструкция по разработке интерфейса на базе платформы ThingWorx (на примере Умная теплица)
  • Методические указания по выполнению практической части Arduino (Метеостанция).
  • Дополнительная общеобразовательная программа «Цифровая лаборатория».
  • Дидактические материалы к программе «Цифровая лаборатория»
  • Дополнительная общеобразовательная программа «Художественное моделирование в 3D MAX».
  • Дидактические материалы к программе «Художественное моделирование в 3D MAX».
  • Материалы к программе “AR-технологии. Дополненная реальность.” (видео-лекции, практика).
 

[1] Утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р

[2] Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р

[3] Государственная программа Санкт-Петербурга "Развитие образования в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы от 04.06.2014 N 453(с изменениями), подпрограмма 4. «Развитие дополнительного образования детей»

 

[4] Образовательные программы ресурсного центра

[5] «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред.от 02.03.16), ст.12, п.4

[6] Электронный журнал «Директор школы»: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/135301670        

 

Приложение № 1. «Фрагмент инструкции по разработке интерфейса на базе платформы ThingWorx»

Приложение № 2. «Пример методических указаний по выполнению практической части Arduino Метеостанция»

Приложение № 3. Материалы к программе «Цифровая лаборатория»

Приложение № 4. Материалы к программе «Художественное моделирование в 3D MAX»

Приложение № 5. Материалы к курсу «AR-технология. Дополненная реальность.»

Приложение № 6. Требования к оборудованию Умная теплица.

Приложение № 7. Техническое описание компетенции «Интернет вещей»  и Конкурсное задание компетенции «Интернет вещей».

Приложение № 8. Мастер-класс.

Приложение № 9. Положение городского открытого фестиваля технического творчества

Приложение № 10. Инфорграфика по городскому открытому фестивалю технического творчества

Приложение № 11. Оценочный лист компетенции «Прототипирование»

Приложение № 12. Регламент соревнований WorldSkills

Приложение № 13. Методические рекомендации JuniorSkills